Немного дополняю:
Питер Крауч - Выше радуги
Питер Крауч — фигура во всех смыслах выдающаяся. Игрок, который сумел доказать своё право быть среди лучших, невзирая на мощный поток критики, насмешек, оскорблений и откровенного недоверия, достоин уважения. Нескладный и неказистый на вид, он сумел подняться выше радуги благодаря не только своему росту, но и несомненному умению играть в футбол. Вряд ли он когда-нибудь избавится от чужих предубеждений, но Питер, похоже, привык с этим жить. Он не устаёт удивлять, но при этом больше не стремится что-то кому-то вбивать в голову. Ибо «оставьте ненужные споры, я себе уже все доказал!»
ДЛИННЫЙ ГАЗЗА
Питер Крауч появился на свет в Макклсфилде, небольшом городке неподалёку от Манчестера, однако вырос в Илинге, весьма зажиточном пригороде Западного Лондона.
Первые годы жизни Питера отмечены весьма непоседливым образом жизни. В первую очередь это касается его родителей, потому как сам будущий великан был ещё слишком мал в те героические годы, когда Краучи сначала перебрались в Лондон, а после и вовсе на целый год махнули в Сингапур.
«Я всегда был самым высоким в классе, но для меня это вовсе не казалось чем-то необычным», — вспоминает Питер. Всё дело в том, что его отец Брюс, руководитель службы рекламы одной из турфирм, тоже был роста немаленького, за метр девяносто, но нисколько не чувствовал себя ущемлённым.
Свою знаменитую технику, которую любой мало-мальски уважающий себя специалист считает необходимым отметить, Питер оттачивал в детстве. Тогда его кумиром был Пол Гаскойн. Он мечтал быть похожим на толстячка-технаря, а не на здорового и крепкого Леса Фердинанда. По всей видимости, этим объясняется то, что умение Питера играть ногами продолжает удивлять, зато в воздухе он отнюдь не непобедим.
«Мне было просто играть вверху, ведь я всегда был выше сверстников. Для меня не составляло труда выиграть борьбу за высокую подачу, и я не особо работал над этим. А вот игре внизу я уделял очень много внимания и оттачивал свою технику без устали. Мне кажется, что любому игроку высокого роста не хочется, чтобы его воспринимали исключительно как каланчу, на которую нужно выполнить подачу и тут же нестись на скидку. Я рос, восхищаясь игроками созидательного плана, и пытался воспроизвести их трюки и их дриблинг. Но потом попадаешь в команду, где тебя начинают использовать так, как, им кажется, будет лучше всего. Для любого игрока, а для великана в особенности — большое счастье попасть к тренеру, который сумеет разглядеть все вои действительно сильные стороны».
Широко распространена версия, что Питер, как и его отец, болел за «Челси». Сам Крауч говорит, что всё немного не так: «Папа нередко водил меня на «Стэмфорд Бридж». Только не забывайте, что это были совсем другие времена и «Челси» находился очень далеко до нынешнего лоска и позолоты. Тогда «Синие» играли во втором дивизионе. На самом деле мне по душе была игра «Куинз Парк Рейнджере» — тогда они покруче стояли и там было на кого посмотреть. За эту команду я и переживал по-настоящему».
В Западном Лондоне — богатый выбор клубов. Буквально на головах друг у друга здесь базируются те же «Челси» с «КПР», а также «Фулхэм» и «Брентфорд». Это если не считать любителей. Однако первым клубом Питера стал «Тоттенхэм» из северной части города. Там, впрочем, особым вниманием высоченного и худого форварда не баловали. Сначала Крауча сдали в аренду в любительский «Дулвич Гамлет», а после и вовсе в шведский «Хесслехольм», который в том сезоне 2000 года мигрировал из третьего дивизиона в четвёртый.
Наконец Крауча за 60 тысяч фунтов выкупил его любимый клуб детства, то есть «КПР».
Славные времена на «Лофтус Роуд» остались далеко позади, и Питеру пришлось проявлять себя в борьбе за выживание в том дивизионе, который сейчас называется Coca-Cola Championship. Крауч под присмотром главного тренера Джерри Фрэнсиса проявил себя достойно. Болельщики «Рейнджеров» приняли великана и распевали добродушные песни о «здоровяке, который не помещается в кровати». Зато сектора с болельщиками противника осмеивали нелепую фигуру, которая кому-то напоминала кузнечика, кому-то — недалёкого персонажа из известной комедии «Дуракам везёт» (Only Fool And Horses). Фаны «Джиллингема» оказались самыми беспощадными. Именно они первыми стали скандировать в адрес Крауча «Freak!» («Урод!») — клич, который до сих пор сопровождает Питера.
«Я привык к этому, я вырос, выслушивая насмешки, и научился мгновенно отвечать. В жизни словом, шуткой, на поле — своей игрой, голами. Это помогло мне выстоять под давлением трибун. Поверьте, это непростая штука, я был свидетелем, как некоторых игроков оно ломало. Крепость духа — пожалуй, одно из самых важных качеств, которыми должен обладать футболист. Если на твою игру начинает влиять критика, можешь бросать это дело, толку от тебя не будет. Меня же неприятные высказывания делали только сильнее».
В конце дебютного сезона, который, увы, увенчался вылетом «КПР» в низший дивизион, «Портсмут» подтвердил прогресс и крепость духа молодого нападающего, выложив за него 1,5 млн. фунтов. То есть в 25 раз больше, чем он обошёлся «Рейнджерам»!
Тогда «Помпея» находилась в поисках нужного тренера и амбициям своего владельца Милана Мандарича никоим образом не соответствовала. На «Фраттон Парк» оказался такой гений, как Роберт Просинечки, но ни его талант, ни голы новичка Крауча, большинство из которых стали следствием блистательных передач хорвата, не помогли команде. «Портсмут» болтался в районе зоны вылета, когда 25 марта 2002 года вместо Грэма Рикса на тренерский мостик взошёл Харри Реднапп. Он оказался «нужным тренером», но первое, что сделал Харри в «Портсмуте» — продал Питера в «Астон Виллу». Уже за 5 млн. фунтов!
«ПЕРЕСТАНЬТЕ БИТЬ МЕНЯ ПО ГОЛОВЕ!»
Крауча такая сумма нисколько не смутила, он ожидал, что «Вилла Парк» станет местом, где продолжится его стремительное восхождение. Но... «Везде, где я играл, тренерам удавалось рассмотреть мои действительно сильные стороны и использовать меня с пользой для команды. Но не в «Астон Вилле». Когда я выходил на поле, полузащитники, казалось, только и мечтали о том, чтобы зарядить мячом мне в голову! Тем не менее, я считаю, что справлялся со своей функцией форварда. Но при этом происходило что-то непонятное — стоило мне забить гол, как я на три недели вылетал из состава!»
Вряд ли такое может кому-то понравиться, и Питер не стал исключением. В начале сезона-2003/04 он попросил Дэвида О'Лири отправить его в аренду, тем более, как раз подоспело предложение от «Норвича». «Карроу Роуд» вскоре запел: «Он длинный, худой и страшно забивной!»
На самом деле показатели Крауча в «Норвиче» не были такими уж поразительными. Но он действительно принёс команде много пользы, и «Канарейки» очень жалели, что не смогли оставить Питера хотя бы до конца сезона. «Я наслаждался каждой минутой игры в этой команде!» «Норвич» тогда стал чемпионом Д1 и счёл нужным отметить заслуги Крауча чемпионской медалью. Он получил свою награду под овации «Карроу Роуд» в ноябре 2004 года, когда приехал сюда в составе своей новой команды, «Саутгемптона». Когда же Питер вышел в том матче на замену, стадион взорвался аплодисментами ещё раз.
В «Сотоне» он оказался тоже по своей инициативе. «В конце сезона я снова встретился с О'Лири. Он уверял, что очень на меня рассчитывает, но я чувствовал, что для меня будет лучше уйти. И я не ошибся».
Впрочем, на «Сент-Мэри» дела у Питера поначалу не клеились. В начале сезона руководство внезапно уволило главного тренера Пола Старрока, а заменявший его Стив Уигли доверял либо опытным Джеймсу Битти с Кевином Филлипсом, либо игрокам своей молодёжной команды Декстеру Блэкстоку и Леону Бесту. «Святые» прочно обосновались в зоне вылета, когда у руля команды не без скандала появился Харри Реднапп из «Портсмута». Он снова начал с того, что продал форварда. Но теперь не Крауча, а Битти.
«Харри сразу же стал ставить меня в стартовый состав. На этот раз он поддерживал меня безоговорочно».
Краучи отблагодарил тренера шестнадцатью голами, которые, впрочем, не спасли «Святых». В ключевом поединке с конкурентом «Кристал Пэлас» за тур до финиша Питер сцепился с уругвайцем Гонсало Сорондо, был удалён и решающий матч с «МЮ» пропустил. «Это не совсем в моём стиле, но тогда я не сдержался».
«В ТРИБУНАХ СВИСТ, В ТРИБУНАХ ВОИ»
Спустя пару дней после удаления на «Селхёрст Парк» Крауч получил первый вызов в национальную сборную, которая по окончании сезона собиралась в турне по США. Свен-Горан Эрикссон определённо видел Питера запасным, но поспешил заметить: «Его присутствие способно значительно разнообразить нашу игру».
Крауч уже имел дело с молодёжной сборной Англии. В 1999 году сыграл на молодёжном чемпионате мира, а спустя три года посетил и европейский форум. Как и те команды, особенных успехов Питер там не добился, и добрые воспоминания у него вряд ли остались. В первой команде Крауч дебютировал в матче с Колумбией, составив колоритную связку с малышом Майклом Оуэном. В тот день звёздный партнёр сделал хет-трик, но обозреватели с некоторым удивлением отметили неожиданно полезную для них игру дебютанта.
То, что Питер не останется в «Сотоне», уже было понятно и без вызова в сборную. Однако его новое место работы стало для всех без исключения шоком. Рафаэль Бенитес, впечатлённый тем, как Крауч в матче чемпионата чуть ли не в одиночку раздолбал его «Ливерпуль» 2:0, убедил руководство отдать за форварда 7 млн. фунтов! «Многие подняли брови в удивлении, сомневаясь в том, что я сумею проявить себя на «Анфилде». Но я не колебался ни минуты, при любых обстоятельствах я остаюсь уверенным в себе».
Оптимизм Крауча тогда мало кто разделял. Всего пару месяцев спустя завоевания Кубка чемпионов многие стали серьёзно сомневаться в тренерской компетенции Бенитеса. «Он что, свихнулся? «Реал» отпускает Оуэна, а Рафа позволяет ему уйти в «Ньюкасл»!»
Питер действительно впечатлил в «Ливерпуле» с самого начала. Но только не в том смысле, в котором ему хотелось бы. Дебютант не мог забить в 19-ти поединках кряду! «Когда ты появляешься в новом клубе, хочется сразу же произвести приятное впечатление. Мне кажется, играл я неплохо, иначе тренер не ставил бы меня в состав. Однако я не забивал, хоть ты тресни!»
В это же время Эрикссон использовал Питера в отборочных матчах против Австрии и Польши. Уэйн Руни пропускал первую игру из-за дисквалификации, и Крауч вышел в стартовом составе. Англия выиграла 1:0, форвард «Ливерпуля» был неплох, помог Оуэну заработать решающий пенальти, но скептиков это не останавливало. В матче с Польшей Питер заменил Шона Райта-Филлипса, трибуны «Олд Траффорд» безжалостно освистывали каждое его касание мяча, хотя с одного из них начался ещё один решающий гол. «Не забывайте, что я — игрок «Ливерпуля», а здесь таких не очень-то привечают. Не я первый, не я последний. К тому же Шон в том матче действовал прекрасно. Одно к одному, что называется...»
Крауч старался не обращать внимания на критику и реакцию трибун, полагая, что раз уж он оказался в «Ливерпуле» и в сборной, значит, есть люди, которые считают его достойным этого. «Для меня было важно мнение моих партнёров по команде, Рафы, Свена, Стива Маккларена. Что касается противников, то в том, что касается футбола, единого мнения не может быть. Можно зайти в любой паб и там у каждого посетителя будет своё видение любого вопроса. И хотя всем не угодишь, я видел, что с каждым новым матчем сомневающихся становилось всё меньше, они признавали, что я действительно кое-что могу. Однако мне недостаточно было доказать что-то им, мне было важно доказать самому себе, что я достаточно хорош, чтобы играть на этом уровне».
В первую очередь для этого нужно было начать забивать. Но тут продолжались проблемы. 16-й «сухой» поединок стал самым ужасным. «Ливерпуль» на своём поле принимал бывший клуб Краучи «Портсмут». При счёте 0:0 Боло Зенден заработал пенальти. К «точке» прямо перед Копом подошёл Питер, но пробил слишком близко к киперу «Помпеи» Джеми Ашдауну. И хотя тот же Зенден добил мяч в сетку, Краучу хотелось провалиться сквозь землю. Он улыбался, но в глазах застыло отчаянье. «В такой ситуации последнее, что может случиться, — промах с 11-метрового...»
В то же время Майкл Оуэн весьма бодро и результативно бегал в «Ньюкасле», но Коп продолжал с теплом относиться к Питеру, поддерживал его дружно и преданно. И Крауч отплатил-таки им за это.
Переломным оказался поединок с «Уиганом». Судьба словно продолжала проверять его на прочность, и на 19-й минуте после удара Питера мяч рикошетом от ноги защитника «Латикс» полетел за шиворот вратарю Майку Поллитту. Тот пытался перевести круглого через перекладину, но только смахнул мяч в сетку собственных ворот. Поначалу этот гол записали на счёт Поллитта, и только после апелляции «Ливерпуля» спустя некоторое время «отдали» Краучу.
Но в любом случае в том же матче Питер забил гол, который уже не вызывал никаких сомнений. После подачи Стива Финнэна он, опередив вратаря, перебросил мяч в дальний угол.
Вскоре Крауч забил решающие голы в дерби с «Эвертоном» и в принципиальной кубковой разборке с «МЮ», что сделало его почти безоговорочным любимцем «Анфилда». В труднейшем финале Кубка страны против «Вест Хэма» именно после скидки Питера в первый раз сравнял счёт Стивен Джеррард. Когда за несколько дней до победы в Кубке Крауч был включён в заявку сборной Англии на чемпионат мира, это уже не вызывало столько сомнений.
«ТАНЕЦ РОБОТА»
Во время подготовки к мундиалю Питер внезапно для самого себя оказался в центре всеобщего внимания и на некоторое время даже затмил самого Бекхэма! Речь идёт о танце робота, который Крауч исполнил, забив гол в ворота венгров. Страна словно с ума сошла, и телодвижения нескладного форварда были провозглашены чуть ли не «официальным танцем года». О нём говорили на каждом углу, и хотя Питер признавал, что слегка контужен таким вниманием, на его игре такое повышенное внимание не сказалось никоим образом. Доказательством чему стал первый хет-трик в карьере Крауча — в матче с Ямайкой.
В том же матче он ещё и пенальти не забил, легкомысленно изобразив панёночку и запустив мяч над перекладиной. «Да, меня слегка занесло. Признаю, что это выглядело крайне глупо, особенно когда точный удар с пенальти означал для меня хет-трик. Если бы я не забил всё-таки третий мяч, я бы грыз себя до конца своих дней!»
Последнее исполнение танца произошло во время визита принца Уильяма на базу сборной Англии. Смущенный Крауч «сплясал» по просьбе высокого гостя, после чего зарёкся повторять эти телодвижения «до тех пор, пока не забью действительно важный гол. Например, в финале чемпионата мира».
Надо отдать Краучу должное, вспыхнувший интерес к своей персоне он перенёс спокойно, даже философски. «Когда дела не ладятся, многие норовят тебя лягнуть побольнее, но как только наступает полный порядок, оказывается, что они — твои друзья навеки. Так было всегда и не только со мной. Думаю, важно помнить людей, которые оставались с тобой в трудную минуту».
Разумеется, Англия не выиграла чемпионат мира и «танец робота» больше никто не видел. В Германии Питер забил только один мяч, но зато переломный — в ворота Тринидада и Тобаго. Потом стало известно, что Питер в борьбе за мяч дёрнул за длинные косички защитника Брента Санчо. Только удивительным образом репутации Крауча это нисколько не повредило и он был одним из немногих, кто мог вернуться домой с высоко поднятой головой.
Однако в это время навалились проблемы, откуда не ждали. Подруга футболиста, модель Эбби Клэнси, славно повеселилась, пока её любимый защищал честь страны. На одной из вечеринок она, предположительно втянув дорожку-другую, устроила для приятелей чересчур откровенный танец с элементами стриптиза. В смысле оголилась сверху до пояса. Конечно же, папарацци оказались рядышком, и на следующее утро жёлтая пресса вышла с развесёлыми фото Клэнси.
У Крауча с девушкой случилась небольшая размолвка ещё накануне чемпионата мира. Тогда она тоже вела себя несколько развязно, и Питер даже подозревал её в измене. На этот раз Краучи заявил, что с него хватит, и через адвоката поставил любимую перед фактом: между нами всё кончено! После чего отбыл с приятелями в отпуск в Штаты.
Эбби приложила немало усилий, чтобы вернуть расположение Крауча. Попросила прощения, покаялась и заверила, что любит больше жизни. Влюблённые помирились, и с тех пор у Питера больше не было оснований не доверять подруге. Та вроде бы и вправду остепенилась, хлопочет над любимым, будто преданная супруга... Собственно, почти что так оно и есть. По последней информации, Крауч уже заказал обручальные кольца в одном из бутиков Манчестера. Совет, как говорится, да любовь.
«Я И С ПЕРЕЛОМАННЫМ НОСОМ...»
Нынешний сезон Питер начал более чем уверенно. Именно его гол в ворота «Челси» после подачи Крейга Беллами принёс «Ливерпулю» Суперкубок Англии. Тут же последовали дубль в ворота греков в дебютном для Макларена матче на посту главного тренера сборной, голы в матчах с «Маккаби» из Хайфы и «Вест Хэмом», ещё два мяча андоррцам и победный гол в Македонии.
Особенно стоит выделить голы в составе сборной. В матче с Андоррой Крауч стал первым игроком сборной, которому в течение одного календарного года удалось забить десять мячей! А мяч македонянам открыл серию шикарных голов, забитых в акробатических прыжках («Галатасарай», «Болтон»).
Всего же в стартовых семи матчах Крауч отличился восемь раз. Игра у него явно шла, действовал он, как и раньше, полезно, но теперь ещё и результативно. «Если меня опекают недостаточно плотно, тогда я этим пользуюсь и забиваю сам. Если же мне уделяют повышенное внимание, значит, у партнёров появляется больше свободы и возможностей для взятия ворот. Немногие обращают внимание на эту сторону моей игры, но для меня важно, что это ценят тренер и партнёры».
Нельзя сказать, что у Питера не складываются отношения с Бенитесом. Наоборот, Крауч крайне признателен испанцу за то, что тот поверил в него и поддерживал в непростые моменты. Однако Рафа, невзирая на отличную игру форварда, остаётся верным своему принципу ротации и нередко сажает Краучи в запас. В результате, сложилось такое впечатление, Питер на некоторое время словно сбился с ритма. И хотя по сумме голов во всех турнирах он остаётся лучшим бомбардиром команды, треть своих матчей он провёл, что называется, со скамейки.
Игровые достоинства Крауча больше не поддаются сомнениям, но против него по-прежнему существует некая предубеждённость. Например, зимой велись разговоры о том, что Питер отправится в «Ньюкасл», который из-за травм испытывал дефицит нападающих. Остаётся некая неуверенность по поводу его будущего и сейчас.
В феврале Крауч в матче с «Шеффилд Юнайтед» при розыгрыше углового получил ногой по лицу от форварда «Клинков» Роба Халса. Некоторое время Питер продолжал выходить на поле, но в начале марта было объявлено, что ему придётся перенести операцию на сломанном носе. Из-за этого нападающему «Ливерпуля» пришлось пропустить важнейший поединок сборной Англии против Израиля. Как известно, англичане так и не смогли проломить оборону противника и одной из причин того, по общему признанию, стало отсутствие Питера.
Насколько он может быть опасным, показал уже первый поединок Краучи после выздоровления. Питер вышел в стартовом составе на игру с «Арсеналом», который в этом сезоне отвесил «Красным» три увесистых оплеухи. То есть стал принципиальным противником. Крауч расправился с ним легко и эффектно, записав на свой счёт первый в клубной карьере хет-трик — 4:1! При этом это достижение тем ценнее, что являет собой так называемый «идеальный хет-трик»: Питер забил сначала правой ногой, потом — головой и наконец добавил с левой!
Только для Крауча всегда были и остаются на первом месте успехи команды. Где бы он ни играл.